Спросите нас о танцах - ответы на вопросы для мам и пап!

Подыскивая танцевальный кружок, каждый ответственный родитель задаёт множество вопросов - оно и понятно, ведь речь идёт о занятиях для своего ребёнка. Хочется, чтобы чадо попало в действительно серьёзную школу к хорошему наставнику. Как выбрать, на что обратить внимание, как понять, где за рекламными обещаниями стоят настоящие занятия и работа на результат? Студия современного танца "Шаг вперёд" существует в Челябинске с 2008 года, за это время мы накопили довольно значительный опыт, собрали наиболее часто задаваемые вопросы и подготовили ответы на них, которые и представляем вашему вниманию!

 

Вопрос цены или цена вопроса?

Мы живём в рыночной экономике и конкурентной среде, поэтому очень часто вопрос цены занятий выходит на первый план или, по крайней мере, является одним из самых основных. Понимаем, насколько это актуально - и всё же, старайтесь никогда не ставить дешевизну в приоритет, ведь тогда очень велик риск того, что деньги будут выброшены на ветер. Наиболее разумным является искать среднюю ценовую категорию и далее уже в этой категории выбирать лучшее по соотношению цена-качество. 

Применительно к танцевальным школам, под соотношением "цена-качество" имеется ввиду квалификация кадрового состава, результативность занятий, чёткая их организация, участие детей в конкурсах и выступлениях, комфорт в помещении и, конечно, дружелюбное отношение и грамотная работа административного персонала.

Необходимо понимать, с одной стороны, что очень дорого - не гарантия того, что будет очень хорошо. Есть примеры брендов танцевальных студий, которые приходят в различные города с московскими ценами, то есть в два-три раза выше средних - при этом, по сути, не предлагая абсолютно ничего уникального, чего-то, чего не дают местные танцевальные школы. Переплачивать за это не видим смысла, ведь лучшего качества занятий вы точно не получите.

С другой стороны, крайне не рекомендуем гнаться за самым дешёвым. Необходимо понимать, что если где-то что-то очень дёшево, значит, там наверняка на чём-то сэкономили. Частные танцевальные школы - это далеко не торговля нефтью или металлом, сверхприбылей тут не бывает, а значит, очень низкая цена говорит о том, что в данном месте меньше денег тратят либо на зарплату сотрудников, либо на условия для занятий.

Говоря об условиях для занятий, мы имеем ввиду не только физический размер и оборудование залов, раздевалок и прочее, но также и такой немаловажный параметр, как количество человек в группе - любой танцевальной школе намного выгоднее открыть одну группу в тридцать человек, нежели содержать две группы по пятнадцать или три по десять детей. При этом, всякий грамотный человек скажет, что абсолютно невозможно обеспечить должное качество, уделить время каждому ребёнку в ходе, скажем, часового или полуторачасового занятия, когда в группе тридцать ребят. Это нереально и платить даже пусть очень дёшево, но за то, чтобы ваш ребёнок стоял где-то в пятом ряду сбоку и видел не хореографа, а спины тех, кто стоит перед ним, наверное, не стоит. Кроме того, конечно, любая себя уважающая танцевальная школа, которая не экономит на клиентах, должна иметь современные удобные помещения для уроков - хорошее напольное покрытие, зеркала, аппаратуру.

Ну а про экономию на зарплатах и говорить нечего. Достойный труд должен оплачиваться достойно. Это создаёт мотивацию для сотрудника - не единственную, но важную - действительно вкладываться в свою работу. Энтузиазма никто не отменял, но лучше любить свою работу и получать за неё хорошую зарплату, нежели бегать по совместительству в десять мест, как делает огромное количество представителей творческих профессий в наше время, пытаясь заработать на жизнь.

Поэтому в "Шаге вперёд" есть основополагающие принципы, на которых держится студия: доступная стоимость обучения, оптимальная по соотношению цена-качество, ограниченное количество человек в группах, в среднем, 12-14 человек, и штатные профессиональные хореографы, не совместители, для которых "Шаг вперёд" - основное место работы, а воспитанники студии - словно родные дети, каждого из которых они знают и любят.

Мы рекомендуем не гнаться за дешевизной, но трезво относиться и к рекламе очень дорогих услуг. Искать оптимальное соотношение "цена-качество" и стараться сразу уяснить, что конкретно входит в цену и по каким критериям оценивается качество. Тогда гарантированно будете довольны вы и ваш ребёнок.

 

Сколько человек должно быть в группе?

Вернёмся ещё раз к вопросу о том, сколько человек должно быть в группе для комфортного и, что немаловажно, результативного обучения. На сей счёт существуют два основных мнения. Первое заключается в том, что чем детей меньше, тем лучше. Это, однако же, не совсем так. Дело в том, что в занятиях танцами очень важно понятие коллектива. Детям интересно, когда вокруг много сверстников, друзей - а интерес, в том числе и тот, который рождается за счёт присутствия рядом друзей, является очень весомой мотивацией в занятиях. Поэтому, наверное, не стоит отдавать ребёнка туда, где на занятиях вместо полноценной группы будет два-три человека, если, конечно, это не специально обозначенные индивидуальные занятия. Лучше подумайте, почему детей так мало - возможно, педагог недостаточно квалифицирован, а занятия скучны и ребята в данном месте не задерживаются.

С другой стороны, как мы уже писали, отвечая на вопрос о стоимости, крайне нежелательно идти туда, где по количеству детей есть явный перебор. Будучи профессионалами с большим опытом, мы совершенно однозначно можем сказать, что ваш ребёнок не получит максимума от посещения любой студии, если он будет заниматься в переполненной группе. В рамках, например, одного или полутора часов, можно полноценно уделять внимание пятнадцати воспитанникам. Но никак не тридцати или пятидесяти, а ведь бывает и такое. Грамотно выстроенное занятие всегда предполагает разные формы работы с детьми - например, фронтальную или групповую, когда хореограф показывает что-то или разучивает материал со всеми, парную или работу в мини-группах, когда дети отрабатывают материал или придумывают что-то самостоятельно, а также индивидуальную, когда каждый ребёнок выполняет задание, а наставник исправляет ошибки. Это не говоря уже о различных видах деятельности - разминке, упражнениях, изучении танцевальных комбинаций и прочем. Каким образом, скажите, при данном многообразии форм работы и видов деятельности, может преподаватель за час-полтора подойти к каждому ребёнку, поправить его, помочь ему, если в группе таких, например, сорок человек? Любой, кто представляет себе процесс занятий, скажет, что это нереализуемо.

Поэтому наш совет прост - обращайте внимание на количество человек в группе, куда отдаёте заниматься своё чадо. Пусть это будет средняя численность. Например, в "Шаге вперёд", как правило, это порядка 14-15 человек. Тогда и ребёнку будет интересно и его руководитель сможет за всеми уследить.

 

Условия для занятий?

Важный фактор, на который многие обращают внимание - это помещение и условия для занятий. Что имеется ввиду в данном случае? Речь о том, что в танцевальной школе должны быть комфортные и уютные танцевальные залы, приспособленные для занятий. Мы живём в современном мире и у нас уже нет необходимости терпеть обшарпанные стены и такие же полы. Если в зале чисто, красиво, уютно - ребёнок придёт туда с большим удовольствием, а значит, заниматься будет лучше и результат будет выше. Поэтому, конечно же, обращайте внимание на помещение, где танцуют дети. Там должно быть хорошее напольное покрытие, зеркала, оно должно регулярно проветриваться. При этом, всё-таки, не стоит впадать в крайности и выбирать танцевальную школу только по критерию наличия комфортного помещения. Главное - это сама студия, её сотрудники, в любом случае. Надо рассуждать трезво и понимать, например, что за ту среднемесячную стоимость, которую в городе платят за танцевальные занятия сейчас, никто не обеспечит вам золотые дверные ручки, антикварную мебель и раздевалки, большие по размерам, чем сами танцевальные залы. Например, большинство танцевальных студий в Челябинске не рассчитаны на то, чтобы все родители ожидали своих детей где-нибудь на ресепшне - ведь тогда потребуется помещение в два раза большее по площади и, соответственно, в два раза более дорогое. Поэтому школы находят компромисс между комфортом и разумной ценой, имейте это ввиду. Главное, что должно быть в приоритете - чистые и современные танцевальные классы с необходимым инвентарём. А такие вещи, как вай-фай для родителей или, скажем, кофе-машина - пусть будут приятными дополнениями.

 

Кто у вас работает?

Наш мир сейчас - это мир маркетинга и рекламы. Танцевальные школы - не исключение. Каждая заявляет, что их сотрудники самые лучшие, самые талантливые, самые профессиональные. Как разобраться и попасть к действительно хорошему хореографу в достойную студию? Попробуем дать несколько советов:

Во-первых, не верить рекламе. Написать можно что угодно и никто в здравом уме не будет говорить про своих сотрудников - а следовательно и про свои услуги - что они не "самые лучшие". Поэтому мы бы рекомендовали такие заверения просто напросто игнорировать, ведь они, по большому счёту, ничего не значат.

Во-вторых, научиться обращать внимание на отзывы. Лучше всего - на отзывы людей, которых вы знаете. Тут важно также не попасть в одну из двух крайностей. Первая - это отзывы, которые про себя пишут сами заинтересованные лица, отличить их от реальных бывает довольно сложно, особенно, если студия действительно хорошо работает. Вторая крайность - это негативные отзывы от людей, которые изначально пришли с неверными ожиданиями. Тут очень важно посмотреть, есть ли на эти отзывы реакция со стороны организации, которой они адресованы, и какая это реакция. Если присутствует достойный, грамотный и уравновешенный ответ, это говорит о том, что на такую организацию можно положиться, потому что здесь следят за качеством своей работы и дорожат мнением людей. 

Наиболее оптимальный вариант - сарафанное радио. Если вашим друзьям что-то нравится, попробуйте и вы - они сторона незаинтересованная, таким можно доверять. Кстати, в "Шаг вперёд" значительная доля клиентов приходит как раз по сарафанному радио.

Возвращаясь к вопросу о хореографах - помимо отзывов, важнейшим критерием должно быть наличие соответствующего законченного очного профессионального образования. Именно профессионального и именно очного, ибо заочка у нас в стране совершенно не является, увы, показателем качества и гарантом получения человеком реальной квалификации. То есть, если вы идёте в танцевальную школу, ваш наставник там должен иметь, повторимся, законченное очное высшее либо средне-специальное образование и квалификацию со словами "педагог-хореограф", "балетмейстер". Никак иначе. Бывают, да, хорошие любители. Но скажите, Бога ради - Вы пойдёте лечить зубы к врачу, который не имеет медицинского образования? Для которого стоматология - это хобби? Или можете себе представить пилота, который научился управлять самолётом заочно? Навряд ли вы полетите с таким куда-нибудь. Поэтому и детей своих нужно отдавать только профессионалам. 

Кроме образования, важен именно опыт работы с детьми. Очень часто при устройстве на работу, при соискании должности, молодёжь рассказывает в своих резюме о собственном танцевальном опыте. Мол, хочу работать у вас, сама занимаюсь танцами с пяти лет, участвовала в таких-то конкурсах, побеждала и так далее. Родители, обратите внимание - вы отдаёте ребёнка наставнику, именно наставнику - и именно его педагогические навыки являются определяющими. Можно очень хорошо танцевать, но совершенно не уметь ладить с детьми. Поэтому лучшим показателем качества работы любого хореографа являются именно результаты его детей. Яркие постановки, победы на конкурсах, стабильные группы. Мы в "Шаге вперёд" уделяем этому огромное внимание. Кроме того, сама студия также обучает свои кадры и предоставляет методическую поддержку. Поэтому все наши сотрудники имеют соответствующее законченное высшее либо средне-специальное профессиональное образование, опыт работы с детьми, все прошли конкурс при приёме на работу, собеседование и отбор в несколько этапов. Поэтому нас любят дети, а результаты нашей работы висят на стенах студии в форме грамот и дипломов.

 

Как часто дети выступают и в чём выражается результат занятий?

Зачем вы отдаёте ребёнка на танцы? Почему решили вдруг это сделать? Как правило, вариантов ответа тут три. Первый - чадо само пляшет дома перед телевизором и не только, проявляет соответствующие наклонности. Второй - ребёнок изъявил соответствующее желание, попросил записать его или даже записался сам, если речь идёт о школьниках. И третий - вы хотите обеспечить полноценное развитие своего ребёнка, например, в физическом плане дать ему возможность улучшить осанку, научиться садиться на шпагат и так далее. Бывает, конечно, и четвёртый вариант, когда надо куда-то отдать его, чтобы не сидел дома либо выплеснул энергию - чем бы дитя не тешилось, как говориться - рассмотрим и такой.

В каждом из этих вариантов есть общий нюанс, который заключается в том, что за занятия вы всегда будете отдавать определённую сумму денег. Даже в муниципальных дворцах культуры и центрах детского творчества большинство занятий сейчас так или иначе платные, а если и бесплатные - нужно покупать костюмы, реквизит и прочее. Поэтому давайте подумаем, какой результат ребёнок получит за эти деньги.

Результат танцевальных занятий должен выражаться в различных формах и на это необходимо обращать внимание. Например, если ребёнок ходит на танцы - он должен там чему-то научиться, он должен как-то развиться, он должен где-то это показать и, желательно, получить за это какую-то награду. В противном случае, если дети ничему не учатся и нигде это не показывают, зачем тогда ходить? Не лучше ли плясать дома на ковре перед телевизором бесплатно?

Поэтому в танцевальных студиях и коллективах, где занимаются развитием детей профессионально, всегда обязаны присутствовать такие вещи, как открытые занятия, где дети демонстрируют, чему они научились, отчётные концерты - как выход занятий в практическую творческую деятельность, и, конечно, выступления на фестивалях и конкурсах, что даёт не только возможность объективно и критично оценить свои успехи, но и посмотреть на других, зарядиться энергией, познакомиться с чем-то новым.

В "Шаге вперёд" все эти вещи являются обязательными. Дважды в год, осенью и весной, мы проводим открытые занятия для родителей - серьёзное испытание для детей, ничуть не менее волнительное, чем выход на сцену. Также два раза в год студия организует большие отчётные концерты, крупные мероприятия, где каждый ребёнок танцует на большой сцене, являясь частью костюмированного представления, получая уникальный опыт. И, конечно, несколько раз в год в обязательном порядке наши дети участвуют в различных конкурсах и фестивалях, ведь без этого нельзя говорить о серьёзных занятиях танцами вообще. Но и это не всё - сами родители видят перемены в детях. Видят, как ребёнок застенчивый превращается в более открытого и общительного, как дети вприпрыжку бегут в студию, как ребята вдруг впервые садятся на шпагат, встают на мостик. Много чего можно перечислить, но всё это является результатом регулярных занятий в "Шаге вперёд".

И здесь нужно прямо сказать - если всего этого нет, зачем ходить на танцы вообще? Эти вещи должны присутствовать, дети должны выступать, они должны выходить на сцену и делать это успешно. Мы стремимся к этому и у нас это получается.

Кроме того, приятными творческими дополнениями являются фотосессии, конкурсы, видеоклипы, которые снимаются в студии, причём делается это за счёт "Шага вперед". Не говоря уже о поездках на фестивали. Просто необходимо понимать, что это не просто развлечение - это часть целенаправленной работы по комплексному эстетическому и художественному развитию и воспитанию детей в творчестве. На практике ребёнок становится менее зажатым, более общительным, более физически развитым, более развитым нравственно - ведь обучая детей, мы прививаем им соответствующие морально-нравственные и культурные ценности - уважение к сверстникам и старшим, умение себя вести, ответственность и прочее и прочее. 

Вот поэтому наша студия - это гораздо больше, чем просто танцевальная школа. Это место, где мы помогаем родителям и стараемся своими силами и средствами вырастить из каждого ребёнка достойного человека.

 

Владимир ШЕРЕМЕТЬЕВ,

директор студии современного танца "Шаг вперед"