Кинг-тат для чайников

Предисловие

Данная статья целиком посвящена такому направлению фанковых стилей, как кинг-тат. Необходимость в подобном материале назревала довольно давно, учитывая тот факт, что сам по себе кинг-тат очень популярен. Стиль заслуживает отдельного внимания и, пожалуй, выходит за рамки фанковых стилей, будучи данными рамками скорее ограничен. Несмотря на кажущуюся простоту, кинг-тат динамично развивается и уже сейчас включает в себя различные техники, направления и подстили. В настоящей статье мы, по мере сил, постараемся охватить все аспекты данного танца, излагая материал в доступной форме.

Необходимо сразу сказать, что за стопроцентную достоверность изложенной информации, особенно касающейся исторического аспекта и терминологии, автор не ручается. История и терминология фанковых стилей до сих пор официально не зафиксированы и не подтверждены. Тем не менее, сведения, приведенные ниже, исходят от пионеров современных танцевальных направлений и, следовательно, заслуживают внимания.

Источниками при написании статьи служат материалы сайта www.mrwiggles.biz, автором которых является непосредственно Сэм Клементе (он же мистер Виглс), форума данного сайта (сложно упомянуть всех, кто поделился информацией), а также некоторый скромный вклад создателя «Кинг-тат для чайников».

Что за «кинг-тат» и с чем его едят. История и описание стиля

Уникальный и по-своему неповторимый, кинг-тат достоин того, чтобы быть отдельным и вполне самостоятельным направлением. Пожалуй, непросто будет проследить историю его возникновения. Восточные, в частности индийские, танцы, порой, весьма напоминают кинг-тат в его основе, несмотря на различное происхождение базовых движений.
Что касается названия, то тут все просто. Кинг-тат — сокращение от английского «King Tutankhamon», то есть «король Тутанхамон». Сами по себе, эти слова уже говорят о том, откуда пришел танец. Однако, нельзя игнорировать и следующую информацию.

С точки зрения истории кинг-тата, как одной из разновидностей фанковых стилей, мы отметим, что серьезным толчком к развитию послужил, как бы странно это ни звучало, мультипликационный персонаж Багс Банни. Танцоры первых поколений, такие как Boogaloo Shrimp (исполнитель роли Turbo в фильме «Breaking»), Animation и Mr. Re рассказывают, что когда серия с Багсом Банни, где последний вытворял штуки в духе египетских фараонов, вышла в эфир, многие попытались использовать увиденные в мультфильме позы и движения. Источником вдохновения служили, безусловно, и сами рисунки, найденные в египетских пирамидах. Их воплощение в танце и стало прообразом кинг-тата современного.

Тем не менее, если мы взглянем на те же индийские танцы либо танец живота, то увидим, что исходная, «первая позиция» нашего направления, где ладоши сложены вместе на уровне груди, заимствована именно оттуда. И это несмотря на то, что подобные позы восточных танцев копируют вовсе не фараонов, а, скорее, Будду.

Впрочем, несмотря на всю неопределенность в том, кто создал стиль, нельзя не упомянуть таких пионеров, как Poppin' Taco, Mark «King Tut» Benson, Skeeter Rabbit и Steve Martins. На танцоров более поздней волны повлиял также Mr. Wiggles, выпустивший в свое время видео, целиком посвященное кинг-тату.

В чисто визуальном плане кинг-тат настолько самобытен, что не узнать его практически невозможно. Стиль основывается на построении геометрических фигур при помощи ног, корпуса. головы, плеч, предплечий и ладоней. Конечно, руки играют доминирующую роль в танце, однако полноценный кинг-тат обязательно включает в себя движения и позиции ног и корпуса. Запястья, плечи и локти являются ключевыми суставами. Их гибкость и подвижность во многом обеспечивают качество и красоту исполнения. Хотя нельзя забывать про бедра и колени.

Важнейший принцип кинг-тата — соблюдение прямых углов между ладонями, предплечьями и плечами. Как выражается известный танцор Вадим Савенков, в данном танце присутствует некая «китайско-египетская тема, тема головоломки, паззла».

Характерными для кинг-тата являются, скажем, позы где локти подняты до уровны плеч, находясь друг с другом на одной линии, и согнуты под углом 90 градусов. Кисти согнуты под аналогичным углом и находятся либо над либо под локтями. Таким образом, фигуры напоминают перевернутую букву «С», либо опять же перевернутую «S» латинскую, выполненную ломаной линией, без плавных изгибов.

Первоначально кинг-тат представлял собой набор движений, повторяющих либо имитирующих и построенных по принципу пресловутых рисунков в египетских пирамидах. А это значит, что преобладающими являлись позиции, где руки находятся вне зоны тела — так называемые «outer tuts» или «внешний кинг-тат». В танце выполнялась смена позиций, как правило происходило это плавно и в невысоком темпе. Примером тому отлично послужит соло Эдди Эллисона в учебном фильме «Break it».

Современный кинг-тат более динамичен, включает в себя гораздо более сложные рисунки и принципы их построения. Различные техники используют работу не в двух, как ранее, а в трех измерениях, по-разному комбинируя одни и те же углы. Активно задействуются ноги, корпус, а иногда танцор уходит и на нижний уровень, переходя таким образом грань между фанковыми стилями и стайлом в би-боинге.

С чего начать. Базовые принципы и вспомогательные упражнения

Что касается базовых принципов кинг-тата, как стиля, то здесь все не так уж и сложно. Особую важность имеют, пожалуй, два основных момента.

  • Во-первых, конечно, это соблюдение прямых углов. Об этом уже говорилось выше. Однако, отметим, что хотя качественные и хорошо поставленные углы играют в танце не последнюю роль, не страшно, если физически вы неспособны, скажем, согнуть кисть на полные 90 градусов. Следование остальным принципам с лихвой компенсирует подобные недочеты.
  • Второй момент — общая постановка корпуса. Как и в любом другом направлении современных танцев, необходимо помнить, что танцуете вы, образно выражаясь, всем телом, а не только руками. Поэтому то, как вы себя держите, решающим образом сказывается на общем впечатлении от вашего выступления. Для такого структурно четкого стиля это важно вдвойне. Сутулый фараон вряд ли понравится окружающим, поэтому не забывайте: спина прямая, плечи опущены, лицо поднято, смотрим прямо и ровно. И помним про ноги, бедра, таз.
  • Третий момент — скорость исполнения. В целом, на данный момент можно проследить две манеры. Кто-то предпочитает кинг-тат быстрый, со стремительной сменой позиций, когда углы неуловимо перетекают один в другой. Для других более приемлем жесткий, четкий и, вероятно, более классический вариант, в котором каждая поза фиксируется и акцентируется под сильные доли в музыке. Правильного варианта здесь нет и быть не может, многие танцоры успешно сочетают оба режима, однако главное требование здесь одно — это музыка. Забывать о том, что вы танцуете под музыку — недопустимо. Танцор, который не следует ритму, попросту ломает танец, превращая самые замысловатые комбинации в судорожное кривляние.

Отдельно можно упомянуть постановку ладоней. Возможно, вы замечали, что пальцы у вас слегка прогибаются во внешнюю сторону, когда вы прилагаете усилия, чтобы распрямить ладонь. Дабы избежать подобных «неровностей», существуют несколько вариантов постановки ладоней. Первый, когда ладошка чуть-чуть согнута, образуя определенный угол. Пальцы словно собраны в щепотку. Этот вариант характерен для старой школы — скажем, Эдди Эллисон в своем фильме, при исполнении кинг-тата держит ладони именно так. Второй вариант, которого придерживается и автор статьи, наверное, менее традиционен, но визуально лучше, хоть и требует определенного привыкания. Суть его в том, что ладошка напоминает по форме лодочку. То есть средний палец находится с запястьем на прямой линии, а указательный и безымянный как бы поддерживают его снизу, с внутренней стороны ладони, хотя и не соприкасаясь друг с другом. Большой же палец находится под ладонью. При этом, все пальцы, включая мизинец, напряжены и «тянутся» вперед.

Говоря об упражнениях, следует сразу уяснить, для чего они нужны, и чего с их помощью мы хотим добиться. Пожалуй, стоит разбить их на два типа. Упражнения первого типа будут служить на совершенствование физических возможностей, в то время как второй тип будет направлен, скорее, на техническую и эстетическую стороны.

К первому типу отнесем все, что связано с растяжкой. Чтобы держать рабочие части тела согнутыми углом 90 градусов, нужно физически мочь их так согнуть. Поэтому в ходе разминки обязательно тянем кисти, плечи.
Стоим ровно, ноги вместе, руки прямые и вытянуты в стороны. Ладошки ровные, пальцы вместе. Сгибаем кисти таким образом, чтобы ладони оказались развернуты внутренней стороной наружу, а пальцы смотрели вверх, и тянем суставы. Затем разворачиваем ладони к себе и снова тянем. Опускаем пальчики вниз и повторяем процедуру.

Еще одно упражнение на растяжку ладоней было когда-то приведено на форуме известного западного танцора мистера Вигглса. Суть его в следующем.

Необходимо встать рядом с ровной стенкой и опереться об нее ладошкой на уровне плеч, чтобы угол между ладонью и предплечьем составлял 90 градусов. Затем, прилагая определенные усилия, следует вести ладонь вниз, не отрывая от стены. Таким образом можно тянуть связки используя собственный вес и физическую силу.

Подвижность плечевых суставов не менее важна, поэтому на каждой разминке мы выполняем следующее упражнение. Ноги шире плеч, руки сзади, пальцы сцеплены. Не расцепляя и не сгибая рук, мы поднимаем их вверх. Дойдя до упора, наклоняемся. Спину держим ровно и еще раз тянем прямые руки вверх.

Второй тип упражнений, как уже говорилось, направлен на наработку техники, и здесь мы остановимся на тех же углах.

Выполняя следующее упражнение, мы ставим себе целью добиться четкого и доведенного до автоматизма воспроизведения различных рисунков, с максимально возможным для танцора качеством. Звучит сложно, на самом же желе все куда проще. Мышечная память — штука прочная. Если один раз научишься, забыть потом невозможно. Но и переучиться, правда, тоже не всегда легко. Поэтому учиться выполнять углы лучше сразу правильно.

Для этого, мы определяем для себя несколько — возможно 8–10 основных поз. Безусловно, задействовать в позах можно и нужно не только руки, но и корпус с ногами. Теперь встаем перед зеркалом, принимаем первую выбранную позицию и стоим. Стоим до тех пор, пока мышцы не устанут, будь то минута или пять. При этом, изначально необходимо скорректировать позицию, насколько возможно приблизив ее к идеальной. Затем принимаем следующую позу и повторяем вышеописанное.

Впоследствии, можно разнообразить упражнение, соединив позу с ритмичным сокращением мышц под музыку, что позволит одновременно отрабатывать и фиксацию. Главный момент — четкость исполнения позы. Автор данной статьи дошел до подобной методики самостоятельно, и, соответственно, опробовал ее на себе и своих учениках, получив прекрасные результаты. Мистер Вигглс также положительно отозвался об упражнении, когда несколько лет назад я опубликовал его на форуме нынешнего сайта www.mrwiggles.biz.

Направления в кинг-тат. Описательная терминология

Несмотря на визуальную целостность и общие принципы, кинг-тат как стиль содержит определенные подстили, характеризующиеся различными принципами построения последовательностей углов, различным визуальным эффектом и тому подобными деталями. Вся нижеизложенная терминология с описаниями приведена на основе материалов тематического форума сайта www.mrwiggles.biz. Нужно отметить, что исходная информация зачастую отличалась крайней бессистемностью, поэтому и было решено попытаться ее систематизировать. Это, конечно, не все термины, да и не все направления, которые можно встретить в кинг-тат, однако мы берем наиболее распространенные, подробно описанные и популярные стили.

  • 3DTuts — кинг-тат в трех измерениях. Концепция его во многом аналогична принципам «boxes». Один из вариантов описания гласит — нужно представить, словно мир вокруг состоит из линий, подобно чертежу. И сами руки также могут эти линии строить. Иными словами, танцор рисует сложные трехмерные геометрические фигуры и, в процессе танца, изменяет их.
  • Inner/OuterTuts — здесь, в отличие от иных терминов, все просто. В дословном переводе, кинг-тат «внешний» и «внутренний» отличаются друг от друга позами и положением рук. «Внешние» позиции — руки находятся вне пределов пространства корпуса. Иными словами, это все углы при разведенных в стороны, поднятых вверх или опущенных вниз руках. «Внутренние» же позиции, или «аутер татс», выполняются как раз в личном пространстве корпуса, то есть перед собой (перед грудью, на уровне плеч, живота и т. п.).
  • Boxes — в дословном переводе «коробки». Не лучший вариант перевода, однако, поэтому остановимся на транскрипционном «боксез». Концепция данного направления заслуживает весьма подробного внимания. «Боксез» — это эволюция кинг-тат, новый подход и новая ментальность, выраженная старыми средствами. Танцор старой школы кинг-тата представляет танец как смену определенного набора позиций. С их помощью человек может рассказать историю, выразить чувство либо просто создать иллюзию. Подобно Багсу Банни в одной из серий известного мультфильма, танцор показывает зрителю позы, акцентирует на них внимание и, таким образом, передает общий смысл танца. Сутью «боксез» являются не только сами позы, но переходы между ними. Конечно, на передний план выходит работа рук. Работая с пространством, очерчивая те самые пресловутые «коробки», линии, различные геометрические фигуры, создается сложный и, что является очень важным, динамический, трехмерный рисунок. В результате, достигается иллюзия иного плана и совершенно иной, но не менее завораживающий визуальный эффект.
  • Prayerposition/tuts — Одно из базовых положений кинг-тат. Оно же — «поза молитвы». С него начинаются многие, если не все, связки. Как подстиль, «прэйер татс» подразумевает частое использование в связках этой позы, либо ее вариантов (скажем, когда ладони сложены тыльной стороной друг к другу, пальцами вниз).
  • WaterfallTuts — «уотерфолл татс», или «водопад». Несмотря на определенные разногласия среди танцоров, стоит все же сказать, что это не одно какое-то движение либо связка, а собственный стиль. Суть его заключается в комбинациях, построенных на вращении ладоней в запястьях сверху вниз. Кому-то визуально это напоминает водопад, кому-то нет, но название свое направление получило благодаря одному из пионеров кинг-тат и фанковых стилей вообще мистеру Ри (Mr. Re), который в процессе выполнения «уотерфолл татс» имитирует звук падающей воды.
  • BackTuts — «бэк татс». «Бэк» по-английски — «спина». Вот и делаем вывод. Отдельным стилем это вряд ли можно назвать, однако «бэк татс» — связки, в которых часть движений и углов строится за спиной (за головой) имеют место быть.
  • Wristrolls — вращение кистью. Один из основных элементов в технике кинг-тат. Вращение кистью должно осуществляться при полной изоляции остальных частей тела, в том числе рук. В наиболее простом варианте можно просто развернуть ладонь к корпусу или от него, описав, таким образом, полукруг. Более сложным является движение, когда для такого же разворота на 180 градусов кисть описывает полный круг. Пожалуй, сходство в движении можно найти с лопастью винта. Не забывайте, что при повороте на первые 180 градусов, равно как и на вторые, ладонь меняет свое положение (например, исходно является развернутой вниз, затем на середине движения вверх, а в конце опять вниз).
  • Threads — «тредс». Английский глагол «thread» имеет значение «продевать». При наличии воображения, несложно себе представить, что такое «тредс». Объясним на примере. Выставив руку прямо перед собой, вы сгибаете ее в локте параллельно полу, образовав прямой угол, затем сгибаете кисть, получив еще один такой же угол и дотрагиваетесь до плеча. Таким образом, перед грудью появляется закрытое пространство, очерченное вашей рукой. Соответственно, находясь в таком положении, попробуйте продеть в это пространство снизу (или сверху, как захотите) другую руку. Теперь можно поздравить себя, вы, наверное, уже поняли значение «тредс» в кинг-тате.
  • WaveTuts — «вэйв татс». Как видно из названия, «вэйв татс» это синтез кинг-тата и вэйвинга. Это не абстрактные волны, построенные по каким-то непонятным геометрическим принципам, но кинг-тат, связующую роль в котором играет как раз вэйвинг. Таким образом, из одной фиксированной позиции в другую вы приходите посредством выполнения волны. Или же, другими словами, начинаете и заканчиваете волны различными кинг-тат положениями. Например, правая рука у вас в позиции, А, левая в Б. Вам необходимо изменить положение левой руки на А. Для этого, вы из позиции, А правой руки пускаете волну в руку левую, переместив ее к моменту окончания волны в нужное положение.

Вопросы и ответы

В: Мои руки не гнутся так, как нужно (не могу добиться прямых углов в кистях).
О: Гните, и все получится! При помощи регулярной растяжки и выполнения соответствующих упражнений можно добиться очень неплохих результатов. Главное — желание.

В: Все равно кисти не гнутся. Наверное, кинг-тат не для меня…
О: Даже если вы не можете добиться прямых углов в кистях, рано ставить на себе крест. В кинг-тат, как и в любом другом танце, соответствующий визуальный эффект достигается благодаря совокупности параметров. Обратите внимание на постановку корпуса, на то, ровно ли вы держите руки. Немаловажно так же качество движения, четкость и плавность. И, конечно, важнейшую роль играет изоляция, то есть умение работать различными частями тела и группами мышц по отдельности (скажем, сохраняя полную неподвижность незадействованных частей тела). Доведя до совершенства собственную технику, вы легко превзойдете того, кто ставит гибкость и природные способности выше мастерства и качества танца.

В: Нужно ли использовать фиксацию в танце?
О: Не нужно, но можно. Вообще, это дело вкуса и собственных предпочтений. Можно лишь отметить, что в кинг-тат старой школы, где акцент делается на позы, фиксация прекрасно помогает эти позы подчеркнуть. Если же вы предпочитаете «боксез» либо «вэйв татс», используете технику «уотерфолл» и вообще выделяете не столько позы, сколько переходы между ними, наверное, можно обойтись и без нее.

В: На импортных видео кинг-тат танцуют медленно, в то время как Вася (Петя, Лиза) — очень быстро. Почему? Как правильно?
О: Действительно, многие танцоры отечественной школы танцуют кинг-тат в очень высоком темпе. Однако следует помнить, что важен не темп движений, а способность выполнять их под музыку, держать ритм. Для Запада и, в частности, американцев основной музыкой при исполнении фанковых стилей всегда являлся сам фанк, с его энергичным, но средним, ритмом. У нас же многие изначально ориентировались на более быстрые электро и электрофанк. Отсюда, по-видимому, и пошло различие. Однако еще раз оговоримся, что главное — не скорость, а ритм и умение в него попасть.

В: Обязательно ли танцевать кинг-тат готовыми связками, или допускается импровизация? (Обязательно ли импровизировать, или допускаются связки?)
О: Все зависит от вашего уровня и собственных предпочтений. Любой серьезный танцор имеет в арсенале то или иное число связок, схемок или «фишек», которые он использует в танце. Поэтому танцевать их — вполне естественно. Добиться же качественной импровизации в кинг-тат, не потеряв иллюзии и оставшись в рамках стиля, весьма непросто. Однако со временем и с практикой приходит многое. Возможно, в какой-то момент вы заметите, что в процессе танца способны на ходу по-разному комбинировать различные схемки и их кусочки, создавать новые движения и связки. Не останавливайтесь на достигнутом и оттачивайте свое умение. Все получится.

В: Я в тупике, никаких свежих идей. Где черпать вдохновение?
О: Способов тому множество. Возможно, вы найдете свой, но вот на что можно обратить внимание:
1) Изучите традиционное египетское иероглифическое письмо. В Интернете можно найти рисунки, снятые с древних пирамид. Попробуйте не просто скопировать их, но понять принцип построения и создать на его основе что-нибудь свое.
2) Посмотрите фрагмент мультфильма про Багса Банни. Он вдохновляет уже не одно поколение танцоров, пусть послужит и вам.
3) Понаблюдайте за работающими механизмами, уловите принцип движения и попробуйте применить его на практике. Многие танцоры, как отечественные, так и зарубежные, черпают вдохновение, разглядывая башенные краны на стройке (от российских «старичков» до американских «новичков»)
4) Поищите видео других танцоров. Использовать накопленный другими опыт можно и нужно. Просто не выдавайте чужое за свое и не забывайте, что смотреть желательно не на сами движения, а на их принцип, и используя этот принцип, всегда можно вложить в него частичку себя.

В: Мне понравилась статья (Ваша статья — полный отстой, я и так все это знал!)
О: Автор признателен за отзывы. Если вам есть что сказать, рассказать или спросить — пишите на адрес urban-dance@yandex.ru либо motion-lab@yandex.ru.

© 2005 Владимир Шереметьев aka Motion